Sancti Bernardi Claraevallensis
epistolae contra Petrum Abaelardum

Письмо CCCXXXI1

Стефану - кардиналу и епископу Пренестинскому

Достопочтенному владыке и возлюбленнейшему отцу, Божьей милостью Пренестинскому епископу брат Бернар, аббат Клервоский, желает храбро действовать и укрепляться во Господе.

Я возвещаю вам о стесненных обстоятельствах и стенаниях Христовой Невесты с тем большим Доверием, что знаю вас как друга жениха и знаю, что вы преисполнитесь радости при его зове. Ведь я имею доверие к вам во Господе, если только я хорошо познал вашу внутреннюю суть, потому что вы ищете не того, что ваше, а того, что — Иисуса Христа.

Петра Абеляра, гонителя кафолической веры, врага страданий Христа, изобличает и его жизнь, и его обхождение, и книги, уже вышедшие из мрака на свет. По внешности монах, в душе еретик, он не имеет ничего монашеского, кроме имени н одеяния. Он раскрывает старые водоемы и давно известные топи еретиков, для того чтобы упали туда осел и бык. Он молчал уже долгое время; но пока он безмолвствовал в Бретани2, он почувствовал родовые схватки, а ныне во Франции породил зло. Выползла, извиваясь, из логова своего змея и, наподобие гидры, породила семь новых голов, после того как ранее была отсечена одна. Была отсечена, была уничтожена одна его ересь в Суассоне3, но взамен ее появилось семь и более ересей, образчик которых, имеющийся у нас, мы вам посылаем. Неопытных и молодых, только лишь отнятых от сосцов диалектики слушателей и тех которые, так сказать, едва могут «постигнуть самые начала веры» он вводит в тайну Святой Троицы, в Святое Святых, подводит к царскому ложу и к тому, который полагает мрак своим пристанищем. И, наконец, наш теолог устанавливает ступени и степени в Троице вместе с Арием, вместе с Пелагием предпочитает свободную волю — благодати; вместе с Несторием, разделяя Христа, исключает воспринятую тем человеческую сущность из соучастия в Троице.

Так, пробегая почти по всем таинствам, он дерзко касается всего от начала и до конца и толкует все достойным осуждения образом. К тому же бахвалится тем. что он заразил римскую курию ядом своих новшеств, что он аложил в руки римлян свои книга и заронил в умы римлян свои мысли. И он берет в защитники своих заблуждений тех, коими должен быть судим и осужден.

Да позаботится Бог о Церкви Своей, за каковую он умер, дабы сохранить ее для себя не имеющей ни пятен, ни морщин; да будет принужден к вечному молчанию человек, чьи уста полны проклятий, злобы и обмана.


  1. Написано в 1141 г. Ключевой документ 

  2. То есть то время, когда он был аббатом монастыря Гильдазия Рюиского. 

  3. Имеется в виду осуждение Абеляра и сожжение его трактата на Суассонском соборе 1121 г. 

В рамках скромненького проекта «Письма Бернара Клервоского против Петра (Пьера) Абеляра» мы пытаемся представить по-русски историю «величайшего культурного эпизода XII столетия» (М.Т. Ратисбон).

перевод - Влад Андерсен, 2006-2009