Письмо CXCI.
Папе Римскому Иннокентию от лица архиепископа Реймсского и других
Достопочтеннейшему владыке и возлюбленнейшему отцу, Божией милостью верховному первосвященнику Иннокентию Самсон, архиепископ Реймсский1, Иосцелин, епископ Суассонский2, Готфрид, епископ Шалонский и Альвизий, епископ Аррасский3, с должным повиновением и добровольным послушанием.
Так как ваш слух занят многими словами, пишем кратко о пространном деле, особенно потому, что оно самое более полно и более обстоятельно содержится в посланиях владыки Сансского4.
Петр Абеляр пытается обесценить христианскую веру, рассуждая, что все, что являет собой Бог, возможно постичь человеческим разумом, он восходит до небес и нисходит до бездны (Пс. 106:25); ничто не может укрыться от него, ни в глубине, ни на высоте (Ис. 7:11). Велик он в своих очах, тот, кто рассуждает о вере противно вере, разгуливает среди великого и недосягаемого, домогаясь славы (Пр. 25:27) и созидая ереси. Давно уже сотворил он книгу о Святой Троице, но по приказу наместника Римской Церкви книга эта была предана огню, ибо была найдена в ней ложь. Будь же проклят тот, кто восстанавливает разрушенный Иерихон! Восстала из мертвых та книга, и вместе с ней многие спавшие ереси; восстали и явились многим (Мф 27:53). Теперь уже протянула она ветви свои до моря и отрасли свои до Рима (Пс. 79:12). Везде, где этот человек приклонит голову, похваляется он, что книгу его читают в римской курии; так утверждается и укрепляется его заблуждение. Поэтому дерзновенно преподает он повсюду лжеучение.
Вот почему, когда перед лицом епископов аббат Клервоский, вооруженный ревностью веры и справедливости, уличил его в этом, он ничего не признал и не стал отрицать, но, чтобы продолжить свою ложь, от дня, места и судьи, которого сам себе выбрал, и который не нанес ему ни вреда, ни обиды, обратился к апостольскому престолу. Епископы же, которые ради этого собрались, полагаясь на вашу досточтимость, ничего не постановили относительно его самого, а лишь только постановили относительно тех его изречений, что осуждены были встарь святыми отцами, ради врачебной необходимости, дабы не распространялась зараза. Ибо ведь человек этот увлекает за собой множества, и есть у него народ, что ему верит. Необходимо спешным лекарством противодействовать этой заразе –
Ибо поздно готовить лекарство,
Если уж долго болезнь
В пренебреженье была5.
В этом деле дошли мы до тех пор, до каких осмелились; тебе же, о блаженнейший отче, нужно позаботиться об остальном, чтобы не легло пятна еретической мерзости на красоту Церкви. Тебе вручена невеста Христова, о друг Жениха. Тебе же и передать ее, непорочную, единственному мужу – Христу.