Sancti Bernardi Claraevallensis
epistolae contra Petrum Abaelardum

Письмо CXCIII1

Кардиналу Ивону (Трирскому?)

Любезнейшему Ивону, Божией милостью кардиналу святой Римской Церкви, Бернар Клервоский, называемый аббатом, желает чтить закон и ненавидеть несправедливость.

Магистр Петр Абеляр, монах без благочестия, прелат без обязанностей, не имеет своего ордена и ни к какому не принадлежит. Человек он сам с собой несхожий, снаружи - Иоанн, внутри - Ирод2; весь он о двух сторонах, и ничего в нем нет от монаха, кроме сана и рясы. Но чтó мне до этого? Каждый несет лишь свое бремя3. Но есть и другие вещи, на которые мы не можем закрывать глаза, ибо это касается всех, кто почитает имя Христово. Говорит он свысока4, нарушая целостность веры и чистоту Церкви. Переходит он границы, поставленные отцами нашими: спорит и пишет о вере, о Святых Дарах и Святой Троице, по своей одной воле изменяет, прибавляет и убавляет. В книжках и трудах своих проявляет себя лжецом и приверженцем извращенных догматов. Этим он доказывает, что он еретик: не столько потому, что он заблуждается, сколько потому, что он упорствует и защищает свои заблуждения5. Он - человек, превысивший меру свою, премудростью слова упраздняющий чистоту креста Христова6. Все ему известно, что суть на земле и на небесах, кроме себя самого. Отлучен он был в Суассоне вместе со своими трудами в присутствии легата Римской Церкви. Но и этого приговора ему, видимо, мало: снова он упорствует в ереси, чтобы снова быть отлученным, и каждая новая его ошибка хуже предыдущей. Однако же он чувствует себя в безопасности, ибо хвалится, что имеет своими учениками кардиналов и клириков курии, и ими пользуется для защиты своих прошлых и настоящих заблуждений, которых подобало бы бояться и предать анафеме. Кто имеет дух Божий, вспомнит эти стихи: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?»7. Да освободит Господь чрез вас и чрез остальных сынов своих Церковь свою от уст лживых и от языка лукавого8.


  1. Написано в 1140 г. Кардинал-пресвитер Ив одно время был легатом во Франции. 

  2. Ирод — царь Иудеи (40—4 до н.э.), возведенный на престол римлянами. О его зверствах сохранилось много преданий, например, рассказ об избиении младенцев. Иоанн — по христианской легенде один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. 

  3. Гал. 6:4-5. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». 

  4. Пс. 72:8. «над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока». 

  5. Здесь Бернар весьма точно указывает на главную опасность, которую католическая церковь увидела в выступлении Абеляра: ее страшили не столько его еретические высказывания, сколько неподчинение ее власти и сопротивление ее авторитету. 

  6. 1 Кор. 1:17. «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». 

  7. Пс. 138:21

  8. Пс. 119:2. «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого». 

В рамках скромненького проекта «Письма Бернара Клервоского против Петра (Пьера) Абеляра» мы пытаемся представить по-русски историю «величайшего культурного эпизода XII столетия» (М.Т. Ратисбон).

перевод - Влад Андерсен, 2006-2009